mirizo.ru   Статьи
Материалы и инструменты
для рисования.

Зайдя в художественный салон, вы можете растеряться от изобилия предлагаемых материалов. Какие выбрать? Какие купить? Все они имеют свои особенности, и только испробовав их, можно понять возможности каждого.

Карандаши

Графитный карандаш - один из наиболее многосторонних инструментов, хотя появился он относительно недавно. Чистый графит не получали до XVI века, а в качестве карандаша он не использовался до XVIII столетия. Графитные карандаши бывают разной твёрдости - мягкой, средней и высокой. Они маркируются от 10Н (очень твёрдый) до 10В (очень мягкий), посередине находится НВ. Есть также карандаши с маркировкой F, которые очень похожи на НВ, однако дают несколько иной оттенок. Карандаши серии Н оставляют жёсткий, тонкий след, в то время как карандаши серии В отличаются насыщенной, тёмной линией. Вспомните от Н, если требуется твёрдость, и о В, если нужна глубина.

Цветные карандаши изготавливаются так же, как и графитные, только вместо графита вводятся цветные пигменты. Хотя и такие карандаши часто продаются в наборах, вы можете выбрать только необходимые. Цветные карандаши имеют множество оттенков, однако по широте градаций твёрдости они уступают графитным.

Акварельные карандаши еще больше обогащают инструментарий художника. Они позволяют создавать такие же тонкие линии, как графитные и цветные карандаши. В дополнение вы можете смешивать их цвета и размывать посредством кисти и чистой воды поверх рисунка.

Слова "мел", "пастель", "мелок" часто путают. Мел изготавливают из естественных компонентов - окиси железа (красный), мела и гипса (белый), каменного угля (черный). Их широко использовали уже в XV столетии.

Пастели появились в XVIII веке и изготовлялись из пигментов в смеси с камедью или смолой, дающих плотную пасту - отсюда и название. Пасте затем придавали форму стерженьков и просушивали. Пастель оставляет мягкий расплывчатый след, весьма похожий на мел, но обладает преимуществом в многообразии цветовой гаммы. Пастель различного размера можно приобрести в наборах и по отдельности. Убирайте пастель в коробку после завершения работы, поскольку она мягкая и ломается очень легко. Можно приобрести также масляные пастели (смесь пигмента с маслом) и пастельные карандаши - они не так крошатся, как обычные пастели.

Цветные палочки - более твердый материал для рисования, нежели пастели. Они могут изготовляться из древесного угля, воска, глины или мела, смешанного с цветными пигментами.

Кисти и перья

Кисти изготавливаются из тщательно отобранных пучков шерсти или щетины, которые крепятся к деревянной рукоятке металлическим ободком. В кистях высокого качества ободок прочно сцепляет волос с рукояткой, но в дешевых может быть иначе, поэтому волос часто отделяется от кисти и прилипает к бумаге.

Акварельные кисти, наиболее часто применяющиеся в рисовании, сделаны из мягкого, уругого волоса, поэтому они очень податливы. Самый качественный волос - соболиный, он получается из хвоста азиатской норки. Такие кисти дороги, но, если вы хорошо следите за ними, они прослужат много лет. В других видах кистей используется беличий волос, а в последние годы применяется и синтетический, часто смешанный с натуральным. По возможности старайтесь приобретать кисти лучшего качества, особенно это касается небольших кистей. Дефекты наиболее заметны в тонко проработанных рисунках.

Перья используются в рисунке уже несколько столетий, и разнообразие их велико. Имеются ручки со множеством сменных стальных перьев различных форм и размеров. Перья для зарисовок самые дорогие, но обладают лучшим притоком чернил и работа с ними доставляет удовольствие. Технические перья, используемые в чертежах и архитектурных рисунках, создают одинаковые по ширине линии. Они не позволяют работать быстро из-за равномерного, сравнительно медленного притока чернил и тонкого кончика пера. Вы также можете рисовать такими привычными инструментами, как шариковая ручка и фломастер. Нужно только поэкспериментировать и понять особенности каждого из них.

Тушь и краски

Краски помогут вам ввести цвет в рисунок. Можно использовать их и для подмалевка вашего наброска, для наложения цвета на предварительный рисунок тушью или карандашом или для нанесения легких мазков локального цвета. Краской называется пигмент (цветной порошок), который смешивается со связующим веществом, образуя жидкость или массу. Иногда добавляется вещество для сгущения или разведения массы. Чаще всего используются акварель, масло, акриловые краски, причем каждая из них имеет свою характеристику.

Главные свойства акварели - это прозрачность и текучесть. Прозрачность надо учитывать при наложении цветов от светлого к тёмному, так как светлый цвет не перекроет тёмный. Акварельную краску можно накладывать сухой кистью, оставляя рыхлый слой, или развести её водой для размывки. Для матовости в акварель добавляют гуашь. Можно поверх тёмной гуаши добавить светлые тона. Масло медленно сохнет, но хорошо покрывает поверхность. Для получения более тонкого слоя его разводят или разреживают льняным или каким-нибудь другим маслом и скипидаром (или только скипидаром, если масло кладётся на бумагу). Акриловая краска имеет свойства как масла, так и акварели: она хорошо покрывает поверхность, в то же время её можно разводить водой для размывки. Тушь, или чернила, являются идеальной техникой для рисования резких и чётких линий (как, например, на чертежах). Кроме того, эта техника может дать тонкий и изящный эффект. Для варьирования оттенков и цветов тушь можно использовать как в готовом виде, так и разведенной дистиллированной или чистой водопроводной водой; в одном рисунке вы можете использовать несколько разных видов. Можно сделать слабую размывку разведенной тушью на отдельных частях листа или даже на всем листе для создания общего фонового цвета. В отличие от акварели, высохшая водостойкая тушь не растворяется вновь при нанесении поверх нее размывки, поэтому возможно наложение других красок без повреждения основного рисунка. Можете поэкспериментировать, накладывая тушь на влажные участки бумаги: она слегка разойдется по краям линии, создав при этом легкую расплывчатость, что будет смотреться очень эффектно.

Сейчас мы имеем очень широкий выбор туши и красок. Как правило, они водостойкие и содержат шеллак для придания блеска. Их можно наносить тряпочкой, кистью, перьевой ручкой или авторучкой, меняя инструменты в зависимости от того, какой эффект вы хотите получить.

Виды бумаги для рисования

Поверхность, на которой художники создают изображения, иногда называют основой. Обычно основой для рисования является бумага. Изобретённая в Китае бумага, выработанная из тряпья, была завезена в Европу арабами, которые выведали секрет её изготовления у китайских военнопленных. Сегодня бумага в основном изготовляется из дерева, которое измельчается, прессуется и высушивается. Поверхность бумаги затем обрабатывается различными способами, в зависимости от её предназначения. Сегодня художник может выбирать сорта различного веса, фактуры и плотности, а процесс подбора нужной бумаги для конкретной работы является частью процесса рисования. Для свободного наброска наиболее подходит бумага с грубой текстурой, в то время как детальная и тщательная проработка требует более гладкой поверхности. Как в рисовании для выбора наилучшего варианта следует испробовать различные сорта бумаги. Единицей измерения бумаги является вес её стопы, составленной из 480 листов. Вес также указывает на её толщину: 60-фунтовая (24 кг) бумага значительно тоньше, нежели 200-фунтовая (80 кг). Большинство сортов бумаги имеет покрытие, защищающее основу и снижающее поглощение. Непроклеенная бумага похожа на промокательную.

Некоторые виды бумаги больше подходят для определённых целей, нежели другие. Для чёрно-белой работы карандашом Конте или углём используйте обычную рисовальную бумагу с не грубой, но и не очень гладкой поверхностью. Для пера, кисти и размывок лучше использовать акварельную бумагу.

Акварельная бумага обычно изготавливается машинным способом трёх сортов. Бумага горячей прессовки (НР) чаще всего используется для акварели и рисунков с размывкой. Она гладкая и хорошо принимает чернила, карандаш, уголь различных видов. Бумага холодной прессовки (NOT), имеющая на поверхности лёгкие шероховатости, полезна для работы размывками. При рисовании она дает возможность свободному движению карандаша и детальной проработки. Всегда делайте растяжку такой бумаги перед работой - тогда она останется гладкой и плоской при использовании акварели и размывок.

Материалом для бумаги ручного изготовления является тряпьё. Края её истончены и неровны. Она имеет рабочую и тыльную поверхности, которые можно легко определить по водяному знаку изготовителя.

Мольберты и доски

Для выполнения рисунка вам потребуется опора, если только это не быстрый набросок, который вы делаете в альбоме для эскизов. Обычно это доска для рисования, которую можно либо купить в магазине, либо сделать самому.

Доску можно расположить на коленях, но это неудобно и не очень практично. Что бы вы ни рисовали, вы должны иметь возможность время от времени отходить и с расстояния смотреть на свою работу, наблюдая, как она продвигается. Проще всего поставить доску на столе, подперев её несколькими толстыми книгами, но как трудно будет установить нужный угол наклона. Кроме того, важно, чтобы при нажиме на бумагу ваша опора не поехала и не свалилась со стола.

Если у вас есть достаточно средств, лучше купите мольберт. Продаётся много разных видов мольбертов, и вы можете выбрать наиболее подходящий вам и по типу и по цене. Хороший мольберт будет служить вам всю жизнь, так что это стоящее вложение денег.

Подумайте, как вам удобнее всего расположить мольберт. На некоторых мольбертах количество углов наклона не ограничено, на других этих углов меньше. Если вы часто работаете акварелью или тушью, вам потребуется лишь небольшой угол наклона доски, иначе краска будет стекать по листу. Художники, рисующие или пишущие стоя, устанавливают свои мольберты почти вертикально, работающие сидя предпочитают держать доску с легким наклоном. Большинство мольбертов можно устанавливать на различной высоте и в разных положениях, что позволяет вам работать и стоя и разных положения, что позволяет вам работать и стоя, и сидя.

Большое значение имеет устойчивость. Какой смысл ставить мольберт, если, как только вы начнете работать, он тут же упадет. Если вы работаете исключительно в помещении и у вас есть мастерская, вы предпочтете очень жесткий мольберт, который установлен стационарно. Основные требования к мольберту для работы на пленэре - это компактность и легкость при переноске.

Хотя большинство мольбертов сделано из дерева, бывают и складные металлические мольберты. Складные мольберты идеальны, если вы много работаете на пленэре. Они обычно бывают из алюминия, что делает их легкими и прочными при переноске на большие расстояния.

Альбомы для набросков

Альбомы для зарисовок весьма важны для художника. Вы можете делать в них наброски с натуры - выражения лиц, например, или впечатляющие световые эффекты, - чтобы использовать их в будущих произведениях. Вы можете попробовать различные точки зрения или композиции, решить, что вам нравится или нет, перед тем как выбрать окончательный вариант. Вы можете также использовать альбом для завершенных, проработанных рисунков, не прибегая к помощи мольберта.

Размер альбома зависит от избранного вами способа рисования. Для небольших форматов подходят рисунки хорошо заточенным карандашом или острым пером, дающим тонкую линию. Однако нередко в небольшом альбоме рисовать затруднительно, а больший размер дает возможность использовать фломастер или уголь, работать широко и свободно. Большинство альбомов содержит бумагу хорошего качества, пригодную для различных средств рисунка. Имеются также альбомы с тонированной и акварельной бумагой.

Если вы пользуетесь такими средствами, как уголь и пастель, вам следует подумать, каким образом уберечь рисунок от смазывания, когда вы закрываете альбом. Иногда трудно "зафиксировать" изображение прямо на месте. В качестве временной меры можно проложить рисунки тонкой бумагой (лучше калькой), а фиксацию осуществить уже дома.

Ношение альбома следует ввести в привычку. Вы можете класть его в карман и рисовать тогда, когда выдастся свободная минута. Постоянная работа помогает оттачивать зрительную память. Вы начинаете замечать вещи, которые ранее ускользали от вашего внимания, и запоминаете их ярче, поскольку изучали более детально.