Маньеризм (итал. manierismo - манера, стиль) - художественный стиль в европейском искусстве XVI в. (между 1520 и 1600 годами), возникший первоначально в Италии как ответная реакция на гармонию, порядок и совершенство искусства Возрождения. Главной целью творчества было провозглашено следование "красивой и умной манере" (invenzione - выдумке) как сумме определенных художественных приемов, являющихся внешним выражением "внутренней идеи" образа. Характерными чертами этого стиля стали вытянутые пропорции человеческих фигур, утонченность и элегантность образов, усложненные ракурсы поз и движений, мраморный холодный колорит. Зародившись в Риме, этот стиль наиболее ярко проявился в творчестве А. Бронзино и Пармиджанино (другие представители Дж. Арчимбольдо, Дж. Романо, Тинторетто, Эль Греко).
Барокко (итал. barocco вычурный, причудливый) - один из главных художественных стилей, зародившийся в Италии в конце XVI в., переживший свой расцвет во фламандском и испанском искусстве и доминировавший в европейском искусстве вплоть до середины XVIII в. Ему присущи пышность, выразительность, жизнеутверждающий характер, синтез искусств. Вместе с тем барокко называли стилем католицизма, искусством иллюзий, т.к. для него характерны динамика, избыточный драматизм и эмоциональность, доходящая до религиозного экстаза, экзальтации образов (представители: Гверчино, О. Джентилески, П.П. Рубенс, А. Ван Дейк, Д. Веласкес, Х. Рибера, Ф. Сурбаран, И. Вишняков, А. Антропов).
Одной из составляющих искусства барокко стало творчество Караваджо, создателя мощного живописного стиля, построенного на резких светотеневых контрастах, стремлении к натуралистическому образу человека и мира. Художественные приемы Караваджо оказали огромное влияние на искусство XVII в., породив самостоятельное направление в европейской живописи - караваджизм. Особенное распространение оно получило в Италии и ближайших соседях Франции и Испании, затронуло Нидерланды, где образовалась утрехтская школа.
Классицизм (лат. classicus - образцовый) - художественное направление, основанное на следовании принципам античного греческого и римского искусства. Отличительными чертами классицизма являются рационализм, симметрия, гармоничность, уравновешенность композиции и соответствие содержанию его форме, повышенное внимание к линии и рисунку. Основываясь на том, что любое произведение есть создание искусственное, разумно организованное и сотворенное, классицисты открывают специальные учебные заведения - академии, где на основе строгих принципов и правил обучали искусству. Во всем своем блеске классицизм проявился в искусстве Франции XVII в. В большинстве европейский стран просуществовал до середины XIX в. (представители: Н. Пуссен, К. Лоррен, Ш. Лебрен, Ф. Бруни, А. Иванов).
Неоклассицизм (нео - новый) - в конце XVIII в. классицизм находит продолжение в неоклассицизме, эстетические воззрения которого были сформулированы немецким ученым И.Й. Винкельманом и художником А. Р. Менгсом. На смену возвышенной отвлеченности и идеализированным образам классицизма приходят гражданские идеи, образы мужественных борцов против тирании, человек и его мир переживаний и чувств (представители: Ж.Л. Давид, А. Фейербах).
|
Рококо (фр. rococo, от орнаментального мотива rocaille - рокайль, осколки камней, раковины, которыми любили декорировать фонтаны и гроты) - одновременно с классицизмом в искусстве развивается стиль рококо, отличающийся легкостью, грациозностью, изысканностью, причудливым орнаментальным мотивом и пастельной палитрой (ведущие представители: Ж.-А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонар). Возникший во Франции около 1700 года и распространившийся в XVIII в. по всей Европе, этот стиль был по преимуществу стилем внутреннего декорирования (интерьеры, мебель и т.д.).
Источник: Мировое искусство (500 мастеров живописи) © ООО «СЗКЭО "Кристалл"», 2006
|