Возрождение (фр. Renaissance - Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - конец XV-начало XVII в.), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Коренные изменения (развитие торговли, рост городов, появление мануфактур, формирование наций т.д.), происходящие в социально-экономической жизни многих европейских стран, кардинально меняют ориентацию и содержание культуры и искусства, высшей ценностью которых провозглашаются реальный мир и человек. Важную роль сыграли идеи гуманизма, "открывшие" человека как личность и творца, способного изменить окружающий мир. Такая философия подразумевала не только формулирование постулатов, но и претворение их в жизнь. Поэтому не случайно появление в эпоху Возрождения таких титанов, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Разработав представление о Природе как носительнице гармонии и разумного начала и о Человеке как ее самом совершенном проявлении, гуманисты обратились к античной культуре как прекрасному идеалу и образцу (отсюда и термин Возрождение, или Ренессанс).
Ведущее место в искусстве Возрождения занимала живопись, которая наиболее адекватно соответствовала ренессансному принципу "подрожать природе", стремление охватить всё многообразие реального мира. Именно живопись заставила служить себе науку: анатомию, археологию, математику, которые привели к формированию новой изобразительной системы, основанной на изучение натуры, использовании линейной и воздушной перспективы. Художники становятся учеными, они пишут научные трактаты и применяют свои открытия в искусстве.
Зародившись в начале XIV века во Флоренции, к XVI столетию Возрождение охватывает всю Италию. Его основоположниками принято считать архитектора Брунеллески, скульптора Донателло и художников Джотто и Мазаччо. В истории итальянского Возрождения выделяются четыре основные художественные школы:
- флорентийская, заложившая основы нового искусства и достигшая своего расцвета в творчестве Сандро Боттиччели (другие представители: А. дель Поллайоло, А. дель Верроккьо, Б. Гоццоли, Д. Гирландайо);
- венецианская, богатая культурными традициями и заимствованиями, отличающаяся свободным живописным стилем и праздничным колоритом (представители: Тициан, Джорджоне, Дж. Беллини, Веронезе);
- сиенская, вобравшая в себя традиции византийской культуры и изысканное готическое искусство (представители: Симоне Мартини, Дуччо ди Буонинсенья, братья Лоренцетти);
- римская, классическая образец Высокого Возрождения, прославившаяся живописными и архитектурными творениями Рафаэля и Микеланджело.
Северное Возрождение. Ренессансная культура получила широкое развитие вне Италии. В наибольшей степени это затронуло Нидерланды и Германию, где в XV-XVI вв. был отмечен подъём искусства, вошедший в историю как Северное Возрождение. Рождение нового искусства на севере Европы происходило иначе: не имея античного прошлого, Возрождение здесь оказалось значительно сильнее связанным с готическим искусством средневековья. Здесь сложился особый вариант живописи с прекрасным, исполненным глубокого смысла и интереса к бесконечному многообразию мира, его деталям, природе, миру вещей, окружающих человека. Именно нидерландцам, воспитанным на изысканном искусстве книжной миниатюры и требовавшим от краски сочности и насыщенности цвета, принадлежит честь усовершенствования техники масляной живописи, которая позже распространилась по всей Европе под названием "фламандской манеры". Изобретение этой техники нередко связывают со знаменитыми мастерами-братьями Губертом и Яном Ван Эйками (другие представители: Р. Ван дер Вейден, Г. Ван дер Гус, П. Брейгель Старший, И. Босх).
В Германии же развитие Возрождения идет под знаменем идей Реформации, в жесточайшей религиозной борьбе, привносящей драматическое и эмоциональное напряжение в германском искусстве, порой и болезненно-трагическое и мистическое чувство, как в творчестве Матиса Грюневальда или Ганса Бальдунга Грина (другие представители: А. Дюрер, М. Шонгауэр, Л. Кранах Старший, Г. Гольбейн Младший).
Во Франции, подыхающей в огне междоусобных пожарищ и Столетней войны, только к началу XVI в. формируется тот стиль, который станет определяющим в искусстве Возрождения, основанный на глубоком интересе к человеческой личности и развитии портретной живописи, воплотившихся в искусстве Ж. Фуке, Ж. Клуэ Младшего и Франсуа Клуэ.
Древняя Русь тоже переживает свой период Возрождения, измученная раздробленностью и княжескими распрями, татаро-монгольскими нашествиями, стремящаяся к миру, согласию и гармонии. Вера в высшие ценности бытия, истинная нравственная красота и достоинство человека находят воплощение в русской иконописи (представители: А. Рублёв, Дионисий).
Источник: Мировое искусство (500 мастеров живописи) © ООО «СЗКЭО "Кристалл"», 2006
|