' ); imageWnd.document.close(); imageWnd.focus (); } //-->

mirizo.ru

ЗДЕСЬ может быть
реклама  В А Ш Е Г О  сайта!
главная
сайта
история
искусств
мастера
живописи
галерея
картин
обои
(живопись)
реклама
на сайте

История искусств

l
Древний Египет
l
Передняя Азия
l
Древняя Греция
l
Древний Рим
l
Древнее
христианство
l
Арабы
l
Средние века
l
Италия в эпоху
Возрождения
l
Нидерланды
l
Испания
l
Германия в эпоху
Возрождения
l
Русь
l
Искусство в Европе
XVI - XVIII вв.
l
Девятнадцатый век
l
Искусство в России
XVIII - XIX вв.

Мощный толчок для развития всей европейской культуры дала эпоха Возрождения, но прежде всего она преобразила искусство Италии. Однако и на севере Европы влияние идей Возрождения вызвало к жизни могучее движение, по интенсивности художественных поисков почти равное итальянскому.

Нидерланды некогда представляли собой обширную низменность, по которой протекали Рейн, Маас и Шельда. Топкая почва, постоянные туманы, приливы Северного моря, высокая влажность, непроходимые леса создавали большие трудности в освоении этой территории. Однако упорство и настойчивость человека дали свои плоды. Тридцать пять километров свай в три ряда оградили страну от морских приливов. Гаарлемский берег покрыли плотиной из норвежского гранита, погрузившейся вниз на 60 метров и на 12 метров поднявшейся над морем. Амстердам был возведен на сваях.

Суровая природа и постоянная борьба за выживание сформировали особый характер жителя этих мест. Ему были ближе точный расчет и житейская сметка, чем философия и нежная поэзия. Столкновения с саксами, датчанами, норманнами обусловили в этом народе неприятие политического гнета. Здесь с незапамятных времен возникали торговые корпорации, медленно и упорно наживавшие свои богатства. Несмотря на частые нашествия соседей, голландцы сумели отвоевать себе место среди других европейских народов.

В конце XIV в. Нидерланды представляли собой страну с плодороднейшей почвой и тучными лугами.

Образ жизни голландцев оказал значительное влияние на культуру и искусство Нидерландов. Если греки старались идеализировать человеческий образ, создать божественное изображение на основании видимых, повседневных форм, голландцы, наоборот, низводили всякую идеализацию до степени портрета. Их не смущали жирные мышцы толстого фламандца или дебелые формы его супруги.

В их картинах не было места грустной мечтательности, поискам заоблачных идеалов, диким порывам страстей. Во всех этих красных, полновесных фигурах, которые сидят, избоченясь, на множестве полотен, чувствуется прежде всего довольство. Предметом изображения в нидерландской живописи стали сельские праздники и мелочные лавочки, торговки селедками или просто мясо и дичь, наваленные на стол, так много говорившие уму и сердцу этого народа.

Окружающая природа дала мотивы и сюжеты художественных произведений, создала рисунок и колорит. Нигде красочные планы не бывают так сильны и разнообразны, как на влажном морском побережье. В Голландии даль всегда заволочена молочно-сизым туманом. Фигуры рабочего или животных выделяются на белесоватом фоне. Смоченные дождем деревья и здания придают насыщенность колориту, все краски кажутся более отчетливыми. Группы облаков, проплывающих по небу, скользят игрой разнообразных световых оттенков по зелени садов, черепичным крышам, затейливым колоколенкам, островерхим башенкам.

Это колорит голландцев. Они не пишут свет, который заливал бы всю картину целиком. Им более свойственна влажная полутьма. Предметы сливаются в тенях, даже фон у портрета иногда бывает слишком темным. Таков Рембрандт во всех своих замечательных полотнах.

Но есть и другой фламандский мотив. Облака рассеиваются, небо чисто. Солнце обливает вымытые дождями города и селения. Возникает разнообразие цветов, дающее ощущение шумного, яркого праздника. Таковы фламандцы и глава их школы Рубенс.

Портрет в голландской живописи был доведен до высшей степени совершенства. И остальные виды живописи стали у них своего рода портретами. Характерные лица, маленькие бытовые зарисовки не требовали огромного пространства, как итальянские фрески. Наконец, отсутствие света, которому приходилось пробиваться через тройные занавески на окнах, уставленных тюльпанами, позволяло сосредоточить скудное освещение только на относительно небольшом холсте.

Искусство Голландии не было религиозным и монархическим. Художнику не нужно было подчиняться требованиям церковной живописи или исполнять по желанию короля аллегорические изображения. Это было, прежде всего, свободное искусство.

По материалам книги:
"История искусств" П.П. Гнедич
© Издательство «Око», 2007

www.mirizo.ru  Идея, разработка сайта: Наталья Евгеньевна Кернер. E-mail: [email protected]