' ); imageWnd.document.close(); imageWnd.focus (); } //-->

mirizo.ru

ЗДЕСЬ может быть
реклама  В А Ш Е Г О  сайта!
главная
сайта
история
искусств
мастера
живописи
галерея
картин
обои
(живопись)
реклама
на сайте

История искусств

l
Древний Египет
l
Передняя Азия
l
Древняя Греция
l
Древний Рим
l
Древнее
христианство
l
Арабы
l
Средние века
l
Италия в эпоху
Возрождения
l
Нидерланды
l
Испания
l
Германия в эпоху
Возрождения
l
Русь
l
Искусство в Европе
XVI - XVIII вв.
l
Девятнадцатый век
l
Искусство в России
XVIII - XIX вв.

Около 1500 г. наступила эпоха мощного подъема культуры в Италии и Германии.

Почти одновременно в Германии появилось три талантливых живописца, давших новое направление рисунку предшественников. Это Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ханс Гольбейн Младший.

Альбрехт Дюрер (1741-1528), прозванный германским Микеланджело, обладал талантом живописца, гравера, архитектора и скульптора. Человек серьезного ума, вдумчивый автор нескольких теоретических сочинений об искусстве, он бесспорно стоял во главе своих сверстников. Он тонко чувствовал и с наивной привлекательностью передавал самые неуловимые стороны человеческой природы. Колорит его произведений оригинален, а рисунок причудлив.

Неустанно работая в области гравюры, Дюрер прославился в Италии как гравер, а не как живописец. Его гравюры быстро снискали популярность; известный итальянский гравер Раймонди счел даже выгодным подделывать дюреровские гравюры на меди. В ответ Дюрер подал жалобу венецианскому дожу. Сенат, рассмотрев дело, решил уничтожить поддельные доски, сжечь оттиски гравюр, а Раймонди посадить на полгода в тюрьму.

Гравюра принадлежит к числу тех образных искусств, которые по немецкой классификации называются искусствами распространительными. К их числу принадлежит: ксилография (гравюра на дереве), гравюра на меди и стали и гравюра на камне, т.е. литография. В XIX в. к ним присоединилась фотография, цинкография, фототипия и др.

Гравюра на дереве (гольцшнит) впервые появилась в Германии. Художник выбирал гладкую доску сухого дерева, грунтовал ее мелом, по мелу наносил рисунок и затем, при помощи острого ножа, делал выпуклым каждый черный штрих. Затем на доску натирали краску и при нажиме на бумагу получался черный оттиск рисунка. Вначале гравировали только контуры, а оттиски раскрашивали от руки акварелью. Первые гравюры на дереве относятся к XIV в., когда с их помощью изготавливали игральные карты. При отсутствии хороших инструментов для резьбы гравирование на дереве было очень трудоемким, и с конца XV в. его стали вытеснять гравюра на меди. Техника гравюры на дереве в то время не располагала ни пальмовыми досками, отполированными поперек волокон, ни грабштихелями: дерево резали простым ножом по длине волокон.

Когда появилось травление на меди (офорт), многие мастера предпочли его дереву и достигли в этом высокого совершенства; это относится, например, к Рембрандту. Гравюра на стали появилась позднее.

Лукас Кранах Старший (1472-1553), причисляемый к так называемой "саксонской" школе. Он был очень близок Дюреру в художественном отношении, но проще его, понятнее для толпы. Он менее серьезен и величав, но более непосредствен. Монограммой Кранаха был красный крылатый дракон, который стоит на большинстве его произведений.

Талантами отличалась семья Гольбейнов (Хольбейнов). И дед, и отец, и внук были известными художниками. Ханс Гольбейн Младший был младшим сыном в семье и в значительной мере превзошел своего отца и дядю. Произведения Гольбейна Младшего ясны, классически чисты, понятны каждому и всегда остаются современными. Они парадоксально связаны с предшествующей традицией: там, где кончается Дюрер, начинается Гольбейн. Дюрер стоит по эту сторону грани 1517 г., он художник готики и только иногда попадает под влияние идей Возрождения. Гольбейн - художник эпохи Возрождения. В его ранних произведениях еще есть элементы готики, но он быстро проникся духом Ренессанса. Его наставниками на этом пути были отец и Эразм. Гольбейн оставил после себя только восемьдесят работ. Это - лучшие произведения немецкого Возрождения.

По материалам книги:
"История искусств" П.П. Гнедич
© Издательство «Око», 2007

www.mirizo.ru  Идея, разработка сайта: Наталья Евгеньевна Кернер. E-mail: [email protected]