Искусство Рима неразрывно связано с древнехристианским искусством, которое, в свою очередь, создало искусство, теснейшим образом связанное с русской традицией - византийское.
Сначала художественная деятельность христиан была близка к античному искусству и сила Рима ощущалась наряду со свежей духовной жизнью Византии. Несмотря на отвращение к скульптуре, как к идоловаянию, христиане не отказывались украсить храм символическими изображениями на библейские темы. Их живопись и мозаика стали продолжением языческого искусства. Прежде чем достигнуть высоты религиозных изображений, образовавших византийский стиль, искусство прошло различные стадии, связующие старый мир с новым.
Первые времена христианства отличались удивительной чистотой религиозных представлений. Было строжайше воспрещено воссоздавать облик Иисуса в каком-либо виде - живописном или скульптурном. Апостолы-евреи на каждое скульптурное произведение смотрели как на кумир.
Установить, когда появились первые иконы, чрезвычайно трудно. С уверенностью можно сказать одно: у древних последователей Христа не могло быть изображения их Божественного Учителя. Допуская архитектурные сооружения, иудеи отворачивались от живописи и скульптуры, видя в них проявление язычества.
Предания говорят о разных изображениях, снятых с Христа при его жизни. Св. Ириней прямо настаивал, что изображения Спасителя не существует. Блаженный Августин указывает, что все изображения Христа не похожи друг на друга.
Первые изображения Спасителя - это статуэтки из металла или драгоценного камня. Они не сохранились до нашего времени, но достоверно известно, что такие произведения существовали.
Отвергая все языческое, христиане первых веков отвергали и нимб. Прошло много времени, прежде чем изображения Спасителя и Богородицы стало осенять золотое сияние. Реализм первых художников-христиан был невольным. Они были ближе нас к эпохе Христа и поэтому с большей правдивостью могли изобразить подробности окружающей обстановки. К таким подробностям принадлежит крест в виде буквы "Т". Первые христиане Рима, изображали Иисуса в виде пастыря, рисовали молодого римского пастуха в короткой тунике, не доходящей до колен и наброшенной на одно плечо. У него нет бороды, ноги обнажены, на голове маленькая дорожная шляпа, на плечах - найденная овечка, у пояса - кувшин с молоком.
В первую очередь художники заботились о соблюдении симметрии. В сцене райского искушения центр композиции занимало дерево, обвитое снизу змием, а прародители, ростом как раз с это дерево, картинно стояли по бокам, подогнув симметрично одну из ног и склонившись в разные стороны; справа и слева от Даниила изображали двух львов и т.п. Ни один тип не был индивидуален, все лица походили друг на друга, но общее впечатление движения было передано прекрасно.
Из статуй этого периода выделяется известная бронзовая статуя Петра, стоящая в соборе апостола Петра. Эта статуя служит предметом поклонения со стороны католиков, и большой палец ее правой ноги совершенно стерся от их лобзаний. Сидящая фигура с ключом в руке и благословляющая сложенными пальцами другой руки, предстает воплощением благородства и даже сенаторской важности, чему способствует в том числе и римская одежда.
По материалам книги: "История искусств" П.П. Гнедич © Издательство «Око», 2007
|